Художественно-публицистический текст о проституции. Реалистично, жёстко, откровенно.
читать дальшеОно, в самом деле, реалистично до отвратительности и посему - потрясающе реалистично
В смысле: книга вызывает практически те же эмоции (в большинстве своём негативные, ввиду тематики), что и явления реальности, и такой уровень писательского мастерства не может не восхищать. Интересно, почему у меня было такое предвзятое пренебрежительное мнение о Куприне, если я его раньше не читала?
Но больше всего меня поразили две вещи: авторское отношение к проституткам и его честность, объективность. Отношение - потому что он единственный видит в них людей. Для других они - товар, работа, мясо, функция, но не люди. Вот это вот знаменитое:
Хоть бы кто-нибудь во мне увидел человека! Нет!.. Гадина, отребье, хуже нищего, хуже вора, хуже убийцы!.. Даже палач... - у нас и такие бывают в заведении, - и тот отнесся бы ко мне свысока, с омерзением: я - ничто, я - публичная девка! Понимаете ли вы, Сергей Иванович, какое это ужасное слово? Пу-бли-чная!.. Это значит ничья: ни своя, ни папина, ни мамина, ни русская, ни рязанская, а просто - публичная! И никому ни разу в голову не пришло подойти ко мне и подумать: а ведь это тоже человек, у него сердце и мозг, он о чем-то думает, что-то чувствует, ведь он сделан не из дерева и набит не соломой, трухой или мочалкой!
И ведь так и есть. Не буду говорить за всех (из вежливости
), на за себя знаю: за любым определением вижу человека - учительница, крановщица, модель, да хоть воровка, но "проститутка" - это клеймо, за которым нет личности. Как-то вот не думается, что это такое же человеческое существо. И это стыдно, да 
А с другой стороны - честность. Куприн не делает из проституток жертв, несчастных угнетённых, а откровенно пишет, что в абсолютном большинстве они - безвольные дуры, те, что не дуры - беспринципные преступницы, а те, что не дуры и не преступницы, - в индустрии просто долго не живут. И эта неприглядная объективность - одна из граней человеческого отношения
Но главное, почему книга, на мой взгляд, до сих пор остроактуальна, это заявление и демонстрация, что не "проститутки - зло", не "мужики - козлы", и даже не "спрос рождает предложение", а то, что культура проституции в существующем уродливом виде - это порождение общества, цивилизации, менталитета, и надо бы в консерватории что-то подправить что-то менять в основах.
И тут я начала думать и придумать никак не могу
Нужно ли в идеале стремиться к уничтожению проституции или только к изменению отношения? Это объективное зло или только закрепившиеся стереотипы? (Судя по институту гейш, можно было бы сказать, что таки стереотипы, но гейши по идее всё-таки не спали со всеми клиентами, а социальное положение их всё равно было ниже, чем у "приличных" женщин...
). Есть ли принципиальное различие между любой другой физической работой на благо и/или удовольствие другого человека и сексом за деньги? (Даже эротический массаж презираем не сам по себе, а потому что приравнивается к проституции...). И нет, "инстинкты" и прочие зоологические параллели - не аргумент! 
Наверняка же какой-нибудь философ уже думал на эту тему!
@темы:
все серьезно,
книжка!,
наши