понедельник, 29 января 2018
Персонализированное кармическое возмездие?.. "За грехи отцов"?.. Принятие ответственности за совершённые ошибки?.. А может, отсутствие самопожертвования, как следствие отсутствия настоящей любви?..

И прочая философия.

Фильм очень странный.
дальше могут быть спойлерыДовольно долго вообще непонятно, что происходит, что за странные отношения связывают образцового врача средних лет с неловким подростком. К счастью, никакой пошлости и "клубнички" там нет, а есть, как выясняется, большое чувство вины. Но постепенно всё оказывается даже ещё сложнее: появляется нотка мистики и необходимость выбора жертвы. Но обязанный сделать выбор не хочет выбирать, а потенциальные жертвы не хотят быть жертвами. И это одна из крупных особенностей сюжета: обычно центром драмы становится герой, поставленный перед выбором, а "жертвы" безвольны и безмолвны (просто за счет неведения ситуации), тут же они активно действуют, пытаясь выжить любой ценой. Все и каждый из них проходят через отрицание и гнев, депрессию и принятие, но особенно готовы "торговаться" - готовы обменять на свою жизнь что и кого угодно. И всё-таки, почему в сюжете нет даже мотивов самопожертвования? Ну пусть дети согласны на смерть родителя или брата/сестры - мальчишка слишком мал, девочка - в бунтарском подростковом возрасте, а родителей дети никогда не любят так сильно, как родители детей (и это, в принципе, нормально). Но почему мать говорит, что логично будет убить ребёнка? Где же великая, самозабвенная материнская любовь? (И это я отнюдь без сарказма). Почему условиями "задачи" не предусмотрено (само)убийство Стивена - непосредственно виновного? (Впрочем, полагаю, потому, что это было бы слишком просто и справедливо). Может быть, именно в этом "месседж" фильма: в поголовном, пропитавшем всё и всех эгоизме? Никто не любит достаточно, чтобы поставить чужую жизнь, чужое счастье превыше собственного? Никто не хочет признавать ошибки, и уверенность в себе - современный культ? Никто не чувствует достаточно?
Пожалуй, в пользу этого варианта говорит и форма повествования. Снято красиво, правильно, очень спокойно и размеренно. Прохладно так. И невыносимо размеренны и безэмоциональны диалоги. Настолько ровны и неокрашены, что это безмерно удивляет (так как заподозрить в неумении играть тех же Фаррела и Кидман нельзя) и страшно раздражает. Вспышки эмоций, конфликты появляются только в кульминации и быстро затухают. Всё это так спокойно, бесчувственно, и вместе с тем так пугающе реалистично и знакомо...
Кстати, не знаю, сделано ли так специально или это чисто моё субъективное ощущение, но мальчишка Мартин (Барри Кеоган) совершенно омерзителен визуально. Впрочем, и "по содержанию" тоже
@темы:
кино,
все серьезно,
арт-хаус